Характеристикой управления дошкольным образовательным учреждением, а так же его структурами в соответствии с целями деятельности является ответственность заведующего ДОУ за выполнение своих функций на основании должностной инструкции и принципов развития ДОУ.
Администрация ДОУ стремится к тому, чтобы воздействие приводило к эффективному взаимодействию участников образовательного процесса. В коллективе создана атмосфера творческого сотрудничества. Стиль руководства – демократический, но он может меняться в зависимости от конкретных субъектов руководства, а также от конкретной ситуации.
В результате построения такой модели управленческой деятельности в коллективе ДОУ присутствуют:
творчество педагогов;
инициатива всех сотрудников;
желание сделать жизнь детей интересной и содержательной;
желание в полной мере удовлетворить запросы родителей в воспитании детей.
В ДОУ реализуются следующие функции управленческого цикла:
прогнозирование;
планирование;
организация;
регулирование;
контроль;
педагогический анализ;
мотивация.
Реализуя функцию планирования, администрация ДОУ непрерывно устанавливает и конкретизирует цели самой организации и структурных подразделений, определяет средства их достижения, сроки, последовательность их реализации, распределяет ресурсы.
В ДОУ осуществляются различные виды планирования.
Функция организации в ДОУ предполагает распределение работы среди персонала, группировку задач в логические блоки, создание новых подразделений и координацию их работы. В дошкольном учреждении за каждым из звеньев управления чётко закреплён объём полномочий. Полномочия вышестоящего звена управления частично повторяют низшее звено (принцип единства подчинения).
Административный контроль существует на диагностической основе. Основным условием демократизации управленческой деятельности является гласность контроля.
В ДОУ применяются все виды контроля: сравнительный, предупредительный, эпизодический, тематический, фронтальный, самоконтроль, постоянное отслеживание уровня развития воспитанников.
Используя мотивационный ресурс управления, администрация ДОУ побуждает работников к достижению поставленных целей.
Согласно Уставу формами самоуправления в ДОУ являются: Общее собрание ДОУ, Совет ДОУ, Общее собрание трудового коллектива ДОУ, Педагогический Совет ДОУ, Родительский комитет ДОУ. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенции определяются Уставом ДОУ и локальными актами.
Высшим органом самоуправления является Общее собрание ДОУ. В его компетенцию входит определение основных направлений совершенствования и развития учреждения, избрание Совета.
Управление педагогической деятельностью осуществляет Педагогический Совет. Он определяет направления воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса, повышения квалификации, рассматривает и принимает образовательную программу, план работы ДОУ на год и т.д.
Общее собрание трудового коллектива ДОУ заключает с администрацией и утверждает Коллективный договор, обсуждает вопросы трудовой дисциплины, рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны здоровья воспитанников.
На протяжении существования детского сада в нем действует Родительский комитет ДОУ, в который входят председатели первичных органов самоуправления – родительских комитетов групп.
Совет ДОУ принимает Программу развития ДОУ, осуществляет контроль соблюдения надлежащих условий воспитания и обучения, введение новых методик, образовательных программ и технологий. Совет ДОУ координирует деятельность органов самоуправления, созданных в учреждении, принимает участие в разработке некоторых локальных актов ДОУ, участвует в подготовке Публичного отчета ДОУ.
Первым звеном в системе самоуправления родителей является родительский комитет группы. Компетенцией родительского комитета является организация и проведение общих мероприятий в группе, принятие решений об участии родителей в мероприятиях по благоустройству территории ДОУ, благотворительных ярмарках, выставках совместного творчества, конкурсах и т.д. Родительский комитет ходатайствует перед заведующим ДОУ о поощрении, награждении благодарственными письмами активных представителей родительской общественности группы. Оказывает помощь воспитателям группы в работе по созданию комфортной развивающей среды. Принимает решение об участии родителей воспитанников группы в мероприятиях по благоустройству и озеленению территории ДОУ.